Алексей Вишня (polittechno) wrote,
Алексей Вишня
polittechno

Categories:

В поисках когерентного времени: Вишнёвый Сад

Оригинал взят у soz_data_ccount в В поисках когерентного времени: Вишнёвый Сад

вишня В последнем номере "Афиши" вы найдёте весьма неплохой биографический очерк об Алексее Вишне, интересный, в первую очередь, тем, что объект представлен в нём в качестве музейного экспоната. Такая отстранённость и "дистанция" приводит к привлекательной остранённости и - как результат - интересу со стороны как раз той публики, что лишена каких-либо коннотаций, связанных с этим именем. Это очень разумный подход к материалу, который, безусловно, не является современным и - одновременно - не позволяющий опускаться до банального ретро, не говоря уж о ядовитой ностальгии. Поиск в тех или иных артефактах со-временного, когерентного времени - интересная, вполне достойная информационная оптика, позволяющая маркировать влияния и те самые "инфлюэнции", от которых сами объекты, как правило, предпочитают отказываться, подчёркивая собственную аутентичность. В среде, где публика достаточно развита, всё это не более чем забавная демонстрация артистического эго, которая, скорее, признак безвкусия и дурного тона. Однако в Сраной, где не просто процветает перманентный карго-культ, но и постоянно утверждается, что у Джона_Фрума™ самолёты тоже соломенные, такая авторская оптика - кроме шуток - сродни Просвещению.

Комменты здесь



У того, что лишено Бытия не может быть и Истории. И автор - Ф. Сандалов - похоже, с этим никак не может согласиться. Переубеждать автора в обратном - работа неблагодарная, и ниже я просто демонстрирую собственные ответы на его вопросы, заданные мне во время работы над материалом.


1. Как вы познакомились с Алексеем? В каком статусе он был тогда, звукорежиссер, музыкант, звукотехник? Как складывалось ваше общение? Насколько я знаю, он был вашим большим поклонником, вы много переписывались, какие у вас были общие темы интересов тогда?

- С Алексеем Вишней я познакомился в конце 1983 – начале 1984 годов у Трубецковых, что на 15-й Парковой. У них был типо салон, где из более-менее известных людей постоянно тусили Рыба, Цой и Кинчев – последний жил тогда, что называется, в соседнем доме. Постоянно там крутились Тоня Крылова и семья Каменцевых – Сергей и Анжела – устроители квартирников и не только: Московские_Около-Музыкальные_Деятели™.

Миша Трубецков был известным на Маскве коллекционером-филофонистом, а его тогдашняя жена Нина – художником. Я же там оказался по рекомендации нашего «администратора», скажем так, Ильи Васильева, который предложил свести очередной альбом ДК «Бога нет» на Мишиной технике, состоящей, в основном, из пары «Электроник».

Про ленинградский музыкальный диспозитив мне мало было тогда известно, да я особо этим и не интересовался. Вишню мне представили как аццкого фонната ДК. Что же касается «переписывались», скорее это преувеличение, как впрочем, и «общие темы интересов», поскольку занимались тем, что пили в огромных количествах разливное пиво и слушали новьё из RIO – на тот момент это была самая актуальная музыка. Скорее всего, и обсуждали прослушанное. Вряд ли что-то ещё.

2. Какую роль, как вы считаете, Вишня сыграл в истории т.н. "русского рока"? он же, фактически, был вторым звукорежиссером после Тропилло в Ленинграде, к его услугам прибегало множество самых разных артистов: от "Кино" и "Мифов" до "Объекта насмешек". Каким статусом он обладал в среде музыкантов того времени, с которыми вы могли пересекаться?

- Про т.н. «русский рок» сказать сложно, поскольку термин не является конвенциональным, хотя именно я в своё время пытался превратить его в концепт. Строго говоря, само это понятие не имеет смысла вне рамок RIO. И, тем не менее, Вишня имеет к нему самое прямое отношение.

Что касается его работы «писателем», я ничего про это не знал, – просто однажды он предложил записать у него дома пару треков для моего нового альбома на «хороший магнитофон». Ну, а когда я приехал, он настоял на «полном высказывании», и мы еле натянули его на полчаса, поскольку за редкими исключениями, всё сочинялось по учебнику прямо во время сессии и, как говорят в таких случаях, из подручных материалов. Учебник с собой взять в поездку я не забыл, безусловно.

Ленинградскими группами я никогда не интересовался, и ничего тамошнего не слушал. Только слышал. Восторгов не вызывало, скажем так. На Маскве подобных производчиков копий, уверяю вас, было отнюдь не меньше, но никому в голову не приходило поднимать их на пьедестал. А Тропилла поднял, да. Реальный питерский гений, – по сути, первый задокументировавший то, что я позже назвал Сакральным_Эпигонством™.

3. Любопытно, что Вишня, общаясь с представителями всевозможного рок и панк-андеграунда, сам тяготел скорее к эстрадному стилю исполнения, выступал под фонограмму на больших стадионах, тяготясь тем, что живьем его вокал звучит совсем не так, как на записи. И, в результате, сам Вишня оказался несколько в стороне от рок-клубовских дел, несмотря на дружбу с многими рокерами того времени, вы обсуждали с ним это?

- Он и тогда был далёк от рок-клубовских «центровых». Ему была куда ближе художническая богема, крутившаяся вокруг Тимура Новикова. Там и его ценили. Особенно Сергей Курёхин. И опять же: Башлачёв, Кинчев, Волковы – примерно тот же круг, что и на Маскве.

4. Что вы думаете о его собственных альбомах? Что, на ваш взгляд, нужно не упускать из виду, когда мы говорим о творчестве Вишни, что помогает понять его культурный код? Как вы считаете, почему его заново с таким восторгом переоткрыла для себя молодежь в 2010х — опередил ли Вишня со своим "прото-электроклэшем" время или же это все следствие ностальгии по апогею рок-движения, поиск незатертых героев?

- Самое точное определение, которое можно дать сольным альбомам Вишни, они нелепы. Как в плохом, так и хорошем смысле. Сделанные в духе популярного тогда Игоря Корнелюка, если ещё кто помнит такого, они несли в себе ещё вирус автопародии, что кажется в них самым симпатичным. Однако серьёзным музыкальном явлением в местной, разумеется, коннотации они так и не стали, хотя в каком-нибудь виртуальном сборнике отечественных экзерсисов, эксплицитно манифестирующих отказ от англоязычного, но оттого не менее шаблонного «рокенролла» они заняли бы почётное место – без вопросов.

Тем не менее, они музыкальны именно в том смысле, когда говорят о музыкальности «Весёлых Ребят», например. Потом, эта его совсем не «барочная» оптика, она весьма близка мироощущению поколения, которое прозвали хипстерским. Такой «облегчённый» и ни к чему не обязывающий музон ценят как раз те, кто буквально считает, что никому и ничем не обязан, кроме собственного воображаемого и его внутренней причинно-следственной логики, если вообще годится здесь это слово. Эскапизм, он же маркер «кислотных» 90-х, десятилетие, породившее, в свою очередь, циничных прагматиков нулевых – есть что-то такое и в этих альбомах, да. И когда я писал текст для его «Лодки», я смотрел на мир именно сквозь эти очки.

5. Сам Алексей как-то говорил о том, что жалеет, что "Непреступная забывчивость" — его единственный альбом с ДК: почему вы не звали больше петь на ваших альбомах? В каких условиях создавалась НЗ и чем вам запомнилась работа с Вишней?

- У него отличный слух, но это не главное. Главное – его редкий голос. Знаменитый Жерар Лэн, тоже пришёл из рока, но они все – современные контратеноры – поют фальцетом, как любил петь наш Ободзинский. Но это совсем не то. Это, как грицца, не труЪ. А дети, которых часто заставляют исполнять партии мужского сопрано – у них ни техники, ни ресурса. Про мужской альт – вообще нет речи. Трудно даже представить масштабы востребованности такой природной уникальности.

ДК – это не стиль, не тексты и не музыка. ДК – это особая оптика по деконструрованию окружающего мира, позволяющая его понять, но в нём не растворяясь. Это такой «десакрализатор», требующий каждый раз нового и со-временного языка. А музыка была лишь одним из этапов, и сегодня она, увы, потеряла актуальность как способ описания энтропии, то есть бытия-во-времени: не мы говорим временем, а время нами.

Я вообще не вижу Алексея в роли поп-певца. А уж рок – тем более не его, даже в рамках, казалось бы, всеядного RIO. Всё это уже голимая ностальгия, яд. Вишня должен получить качественное образование, изучить барочный репертуар для контратенора, и уехать туда, где живёт, может, не меньшее количество медведей, но уж куда меньше человеческих особей, желающих подставить под них собственные уши.

6. Продолжали ли вы общаться в девяностые, когда Вишня больше делал музыку для ТВ? Как вы оцениваете проект "Политтехно" и то, что в двухтысячные Вишня сблизился с кругом, как они сами себя называют, охранителей (Рыков, "взглядовцы" и пр) и стал делать видеоролики и песни по заказу АП и не только (одну вещь он сочинил для Хакамады и так далее)? Общались ли вы в те годы, что вы можете сказать о его политических взглядах в целом?

- Более-менее регулярно мы потом общались лишь в середине нулевых, когда функционировало «Специальное Радио», где я был редактором отдела публикаций. К тому же времени и относится «Лодка». Проект накрылся медным тазом, о причинах чего могу только догадываться, как и о мотивах вступления Вишни в Секту_Свидетелей_Путена™ на роль Политтехно.

По-моему, Алексей никаких «взглядов» никогда не имел и политтехнологиями до того никогда не интересовался. Если срубил немного калабашек за этот изначально голимый порожняк, тогда гут. Не думаю, что эти бессмысленные игры с монитором надолго останутся в памяти благодарных потомков. Как грицца, на роль Великой Пугачовой времён забытого бровастого Генсека Вишня, увы, не сгодился. Да и вряд ли кто сгодится в этом амплуа: счастливый Норот забыл и Ту и Другого, изволите видеть. А вот «генделевский» Вишня в роли Alessandro – это бы навечно.

Но кто это сможет ему объяснить?



Комменты здесь
_________________
Группа ДК
СОДЕРЖАНИЕ - послушать и скачать
ЭКЗОТИКА-1991 - публицистика 90-х
Канал НОСТАЛЬГИЯ - посмотреть целиком
Группа ДК на www.youtube.com
Радио МАЯК - "Первый Отряд" - "Русский Рок"
НОВОЕ ИСКУССТВО (магазин) - приобрести: альбомы ДК
ДОМ КУЛЬТУРЫ (магазин) - приобрести: журнал АТАКА, etc
ЗЕРКАЛО-1: http://lj.rossia.org/users/zharikov/
ЗЕРКАЛО-2: http://zharikov.dreamwidth.org/



счетчик посещений


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments